Партнеры или наемники?

Сегодня я хочу поднять тему, важную для всех начинающих бизнесменов. Как нанимать новых сотрудников при создании нового бизнеса? Предлагать партнерство или искать деньги и платить зарплату?

Допустим, есть желание рискнуть и выпустить на рынок новый продукт. Но для выпуска нового продукта его нужно продумать, запрограммировать или подготовить техническую базу и упаковать. Другими словами – организовать и выполнить работу. Потом нужно суметь получившийся продукт продать.

Я не рассматриваю в этой статье привлечение внешних инвестиций и наем менеджера в новый проект. Это – отдельная сложная тема, в которой я еще не все разложил «по полочкам» в своей голове.

В любом бизнес-проекте есть три составляющих: менеджмент, работа и продажа. При разработке чего-то нового есть несколько вариантов сделать работу:

  1. Нанять всех кого необходимо и заняться разработкой.
  2. Засесть «писать код» самому.
  3. Пригласить партнера, который будет решать технические проблемы (или – «продажные», или «маркетинговые», etc.) за долю в будущей прибыли и/или бизнесе вообще.

Рассмотрю каждый из этих вариантов с позиции начинающего предпринимателя.

#1. Нанять всех, кого необходимо

+ Можно четко указывать сроки – «сделай к такому-то числу».

+ Можно «хлопнуть по столу» при необходимости – «я сказал делай так, значит делай так!»

+ Мы остаемся полноправными владельцами нового дела, «безо всяких-яких» в любом случае.

Наемный труд относительно дорог. Если мы только начинаем свой первый бизнес – денег на зарплату еще не заработано.

Нужно придумать систему мотивации и систему контроля работников.

— Если проект посвящен разработке чего-то нового – есть большая вероятность прогореть, т.е. мы довольно сильно рискуем деньгами.

Имхо, очень хороший вариант, если есть хотя бы небольшой начальный капитал.

#2. «Писать код» самому

+ Дешево в плане денег. Дешевле нас в нашем же проекте вряд ли кто-то будет работать.

+/- Возможно – качественно. Много ситуаций и много вариантов.

Дорого в плане времени и энергии. Наше время – самое дорогое, что у нас есть. Есть большая опасность, что кроме «написания кода» сил у нас ни на что не останется. Мы «зароемся» в новом проекте и не увидим новых бизнес-возможностей, логических ошибок в планировании и многого другого.

Однозначное «нет». Смотреть нужно дальше и выше, чем один (пусть даже и очень хороший) бизнес-проект.

Ремарка из жизни. Мои знакомые очень сильно удивлялись – зачем ты нанимаешь переводчика? Взял бы да перевел сам! Пару часов в день же всего! Я тогда их не послушал, чему очень сильно рад.

Сейчас у меня четыре переводчика, работающих в разных контент-проектах. Когда я нанял того, первого переводчика – я занялся планированием бизнес-логики, организацией учета, а впоследствии – клонированием этого бизнес-проекта.

Скажу честно, если бы я тогда занялся переводами сам – вряд ли я бы сейчас вообще занимался этим бизнесом, если бы сам «встал за станок» тогда. Очень уж много работы.

Моя статья в тему: Работа – «внутри» или «над»?

#3. Пригласить партнера за долю в будущей прибыли и/или бизнесе

+ Можно поручить человеку целое направление.

+ Не надо платить денег сразу.

+ Можно меньше контролировать, если партнер вменяемый.

— Как правило, мы теряем долю не только в прибыли, но и в бизнесе (какое же партнерство без доли?).

Нельзя «хлопнуть по столу». С мнением партнера придется считаться.

Выплата партнерских процентов потом может быть сильно дороже чем оплата хорошего специалиста сейчас.

— Очень велик шанс что-либо не поделить. Разойтись во взглядах на развитие проекта, работников, оплату, etc. Все мы – разные, поэтому шанс поругаться действительно очень велик.

На первый взгляд очень хорошее решение. Но, к сожалению, только на первый взгляд. Маловероятные возможности «переругаться», «не поделить» и «не договориться» со временем становятся очень даже вероятными.

Также, есть совершенно неожиданный на первый взгляд отрицательный вариант. Можно очень быстро вырасти в плане понимания, подходов к жизни и бизнесу. А партнер скорее всего останется там же, где и был. Проект будет развиваться медленно а не так, как должен. Это будет чертовски тянуть назад. Так сильно, что такой проект будет проще убить.

Резюмируя, поиск партнеров хорош только на первый взгляд. Имхо, стоит использовать только когда не хватает денег на наем специалистов. Например, при старте первого бизнеса. Если все-таки решили ввязываться в партнерство, нужно:

Продумать и согласовать отступные пути уже на этапе старта нового дела. Кто, что и у кого выкупает, как это происходит, как будут построены отношения с работниками и так далее. Чтобы разбежаться было не просто, а очень просто. И, желательно, без большого ущерба.

— Если мы хотим быть настоящими хитрыми бизнесменами и, если это не отяготит нашу совесть – на первые заработанные деньги нужно строить еще один бизнес (возможно – точно такой же, но с использованием наемного труда) и «линять из партнерства» при первой возможности.

Единственный вариант – когда хорошо партнерство, это одновременный старт множества почти идентичных проектов. При этом нужно оставаться «старшим партнером» (оставлять последнее слово за собой и иметь возможность относительно безболезненно расстаться с партнером, если он плохо работает). Также, нужно обязательно предусмотреть страховку от «угона» Вашего бизнеса – чтобы партнеры не смогли развиться используя Ваши знания, а потом просто сменить вывеску.

Мои спонсоры: Продажа автомобилей для всех! Москва и регионы! Ведущий портал по покупке и продаже автотранспорта, рекомендую.

В целом, нужны не партнеры, а управляющие разными направлениями, работающие за проценты от прибыли или оборота. Которые будут работать на правах наемных работников, со всеми вытекающими.

Еще одна ремарка из моей жизни. Я наткнулся на все описываемые мной «грабли» партнерства. Я выплатил очень много денег в качестве партнерского вознаграждения. Я очень тяжело и плохо расставался со своими партнерами. Я до сих пор не знаю как быть с некоторыми своими проектами.

Подведем итоги поста.

Если есть хотя бы небольшой начальный капитал – нужно использовать наемную рабочую силу.

«Встать за станок самому» – очень сомнительный вариант.

Партнерство – скорее плохой вариант. Допустим, если совсем нет денег или если делаешь одновременно много «проектов-клонов». Нужны не партнеры, а наемные управляющие разными направлениями.

Скажу даже больше. Если не хватает денег на наемную рабочую силу – нужно их вначале заработать, а потом стартовать проект. Заработать на чем угодно и потом перейти к реализации своих планов. Возможно (вуаля!), заработать в партнерстве с кем-то. Вполне нормальный вариант – запуск бесперспективного проекта для заработка денег, и, уже потом, запуск перспективного супер-проекта, но уже используя только наемных работников.

Есть вопросы? Буду рад ответить в комментариях!