Крупнейшие российские кредитные организации подвели первые итоги по тратам иностранных туристов в России во время проведения чемпионата мира по футболу. Согласно исследованиям банков, больше всего денег иностранцы тратили на гостиницы, рестораны и транспорт, немалую долю средств болельщики оставили в заведениях быстрого питания, барах, сувенирных магазинах и музеях.

Так, по оценкам Сбербанка, являющегося одним из лидеров на рынке эквайринга, общие расходы иностранцев в европейской части России за время чемпионата составили около $1,5 млрд. Это в два раза больше по сравнению с тем же периодом 2017 года, когда проводился Кубок Конфедераций, отметили в банке. При этом на самой главной улице чемпионата в центре Москвы — Никольской — оборот эквайринговой сети Сбербанка по иностранным картам вырос почти в 3,5 раза и составил 220 млн рублей, а средний чек достиг 8,8 тыс. рублей.

«Но были и исключения: например, 16 июня жители Катара совершили четыре покупки на сумму 8 млн рублей. Больше всех на Никольской потратились держатели карт из Китая — 50 млн рублей., Мексики — 22 млн рублей, США — 16 млн рублей, Катара — 12 млн рублей», — отметили в банке.

Главные «транжиры»

По данным банка «Открытие», четверть средств болельщики потратили в заведениях фастфуда, барах, ресторанах и магазинах. Пятая часть расходов пришлась на перелеты и проживание. В частности, объем транзакций на услуги авиакомпаний во время чемпионата вырос в 1,9 раза, музеев — в 1,6 раз, гостиниц — в 1,3 раза.

Чаще всего на рестораны и сувениры тратились болельщики из США. Так, как минимум 713,76 млн рублей они оставили за обедами в ресторанах и 176 млн рублей — в сувенирных лавках, свидетельствуют данные Сбербанка. Владельцы карт из Китая и Катара, в свою очередь, были заинтересованы в покупке одежды, тратив на нее 26% и 45% от всех своих расходов соответственно.

«Выделяются болельщики из Китая, предпочитавшие покупку ювелирных изделий и часов. Представители КНР обеспечили 65,1% расходов на косметику (451,27 млн рублей) и 38,6% спроса — на украшения (404,2 млн рублей)», — отметили в Сбербанке. Всего на ювелирные изделия и часы иностранные болельщики потратили 1,2 млрд рублей, а в сувенирных магазинах оставили 920 млн рублей, свидетельствует исследование банка.

Болели футбольные фанаты в прямом смысле этого слова не много. Так, по данным Сбербанка, в аптеках они оставили 470 млн рублей, что на 5% больше, чем годом ранее.

При этом самыми щедрыми болельщиками стали туристы из США. По данным банка «Открытие», на них пришлось 25% от всего объема транзакций иностранных болельщиков через терминалы кредитной организации. Согласно подсчетам Сбербанка, в России американцы оставили более 5,6 млрд рублей, что в три раза больше аналогичного периода годом ранее. На втором месте — туристы из Китая, они потратили 4,1 млрд рублей (рост в 1,6 раза). Свой «вклад» внесли и болельщики из Мексики, 14% от общего объема транзакций по данным банка «Открытие» совершили именно они. Еще 9% транзакций пришлись на англичан и 6% — на швейцарцев, свидетельствуют данные «Открытия».

При этом по 75% иностранных карт покупки совершались лишь в одном городе из 11, где проходил чемпионат, по 15 % — в двух городах, по 10 % — в трех и более. И лишь одна карта, эмитированная в Китае, была зафиксирована во всех 11 городах, отметили в Сбербанке.

Города-лидеры

Больше всего футбольные фанаты во время ЧМ тратили деньги в Москве, оставив в российской столице более чем в два раза больше средств, чем за аналогичный период годом ранее, — 18,5 млрд рублей. На втором месте — Северная столица: в Санкт-Петербурге болельщики потратили 8,3 млрд рублей (рост 69%). На третьем и четвертом местах по тратам расположились Краснодарский край (2,6 млрд рублей) и Свердловская область (1,22 млрд рублей) соответственно. На пятом месте — Татарстан, там фанаты оставили 1,21 млрд рублей, свидетельствуют данные Сбербанка.

Львиная доля трат (36,5%) пришлась на период с 18 по 24 июня. При этом рост активности болельщиков наблюдался в дни значимых побед сборных. Например, хорваты активно совершали покупки 18 июня и 9 июля.

Обмен валют и отсутствие интереса к наличным

Операции по обмену валют выросли во время проведения чемпионата на 15% по сравнению с маем этого года, свидетельствуют данные банка ВТБ. Основную долю традиционно заняли доллары и евро. Также увеличился спрос на конверсии по картам (переводы евро в рубли) на 6%.

При этом, по данным Сбербанка, болельщики предпочитали совершать покупки по «безналу». Так, европейцы в около 70% случаев совершали покупки при помощи банковской карты, для стран Северной и Южной Америки этот показатель равен примерно 90%. Чемпионом же в этой категории стала Бразилия с показателем 96 % безналичного оборота по картам.

Среди поклонников наличных — болельщики из стран СНГ и Африки. Также неожиданный интерес к наличности проявили гости из Скандинавии — около 15 % потраченных денег болельщики из Норвегии и Швеции получили в банкоматах, отметили в Сбербанке.

Про чемпионат

Чемпионат мира прошел с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах в 11 городах России. В финале победила сборная Франции, выиграв со счетом 4:2 у команды Хорватии.

Следующий ЧМ по футболу пройдет уже в Катаре с 21 ноября по 18 декабря 2022 года.

Информационное агентство России ТАСС