Когда тело не врёт – о «Неделе современного танца» в Самаре

В областной столице прошёл IX Всероссийский фестиваль «Неделя современного танца в Самаре». В этом году в Самару съехались танцовщики из 23 городов России и зарубежья. Профессиональные танцоры принимали участие в мастер-классах от ведущих хореографов мира, а для зрителей подготовили три концерта в ДК «Железнодорожников». Редакция портала The Samara Room побывала на заключительном концерте 4 ноября.

Начиная с вешалки

Предвкушение начала концерта – это всегда нечто особенное. Ты, такой, принарядился, взял с собой спутника, подготовился впитывать искусство. И тут – раз – гаснет свет. Два – зрительный зал, заполненный до предела, затихает. Три – на сцене загораются прожекторы. Четыре – начинается движение. И всё – ты уже не здесь, не в этом мире. Ты – в реальности танца. Современного танца.

Светлана Суздалева, руководитель центра развития современного танца:
«То, что показывают по телевизору, к сожалению, не совсем современное искусство, современный танец, каким он должен быть на самом деле. Поэтому нашему зрителю может быть чуть-чуть тяжеловато спектакли смотреть, но мы стараемся воспитывать его вкус. Кое-чего мы добились: все три вечера зал был заполнен – практически все места. У нас в Самарской области очень своеобразный танец. Он отличается и весьма известен по России – своим подходом, техникой. Профессионалы издалека видят танцовщика из Самары.»

Кто выступал

В рамках трёх концертов в ДК «Железнодорожников» зрители могли увидеть аж 10 спектаклей. Нам посчастливилось познакомиться с произведениями «В тридесятом» самарского пластического театра «ТИТРЫ», «Игра для взрослых» от театра танца Эльвиры Первовой «СКРИМ» (г. Самара), отрывком спектакля минских танцовщиков из KARAKULI dance theatre.

Спектакль «В тридесятом» от театра «ТИТРЫ» погрузил зрителей в фантастический сон, за которым скрыта глубокая мысль о любви отца к ребёнку, который не может пережить, что он его скоро потеряет. Алия Салахова – исполнительница роли ребёнка в этом произведении – рассказала о своём творческом танцевальном пути.

«Мне 25, из них 21 год я занимаюсь хореографией. С «ТИТРами» работаем давно: 5-6 лет назад мы начали – прошлый год был дебют с этим спектаклем, в этом году начали выступать на фестивалях. Я преподаю детям разные направления в танцевальной студии, но моя главная деятельность — «ТИТРЫ». Если говорить о нашей работе, то мы не пытаемся донести до зрителя что-то конкретное, то есть он приходит и он либо получает удовольствие, либо нет. Любое мнение — это только плюс.»

Саш, тебе так удобно?

А это вообще фраза всего вечера. Ольга Лабовкина и Александр Филиппов пока танцевали – выполняли сложные элементы, связки, поддержки, – спрашивали друг друга – удобно ли партнёру? И, видимо, было удобно. Удобно нарушать законы притяжения, удобно быть в меру индивидуальным и при этом состоять в паре, удобно двигаться без музыки и вместе с ней.

The Samara Room: Ребят, а вы когда этот спектакль создавали вы на самом деле настолько точно прописали все реплики, весь психологизм, или всё же в вашем выступлении есть элемент импровизации?

Ольга Лабовкина: Нужно всегда окружать себя людьми, которые тебя вдохновляют. Все, кто взаимодействует внутри нашей группы, это все люди, с которыми приятно иметь дело, которые вдохновляют, которые открыты к эксперименту и всяким безбашенным штукам, поэтому когда происходят вещи «здесь и сейчас» — мы их потом закрепляем.

Александр Филиппов: Эта сцена рождалась из того, что у меня что-то не получалось.

Ольга Лабовкина: Мы встали в пару, решили не притворяться – а выпустить то, что есть.

The Samara Room: Саша, вам было удобно?

Александр Филиппов: Да! (смеётся) Всё время удобно.

Ольга Лабовкина: Саше было удобно, но не сразу!

The Samara Room: А вы на этом фестивале уже, кажется, не первый раз.

Ольга Лабовкина: Валера и Света Суздалевы они вообще молодцы, что они здесь в Самаре вот это современное искусство, современный танец, пытаются продвигать. Они уже очень долго этим занимаются. Я приезжаю где-то лет пять. Второй раз мы с Сашей сейчас приехали. Первый раз мы показывали спектакль полностью — в 2014 году. Сейчас мы приехали с отрывком, но я надеюсь, что на следующий год мы приедем с новой работой – мы её сейчас готовим.

The Samara Room: Вы, наверное, мастер-классы давали.

Александр Филиппов: Да, мы в этот раз давали мастер-классы по партнерингу, то есть по взаимодействию с партнёром.

The Samara Room: Как вы считаете, к современному танцевальному спектаклю должно быть либретто?

Александр Филиппов: К спектаклю всегда есть краткое описание — синопсис, в котором кратко изложена суть того, что будет показано. Сам зритель может прийти и неподготовленным. У каждого идёт своё размышление после просмотра, у каждого рождаются свои образы, свои ответы внутри находятся, то есть реакция может быть любая. Мы открыты зрителю для того, чтобы принять его.

Ольга Лабовкина: У нас привыкли искать сюжет – это извечная особенность, сильная привязанность к традиционным формам искусства. В более современных формах мы говорим за счёт работы с пространством, за счёт линий, за счёт создания какого-то определённого ритма — более абстрактно. А человек продолжает искать сюжет – мы как будто находимся в разных реальностях. Для этого нужно хоть какое-то минимальное представление о том, что есть такое современный танец.

The Samara Room: И что же это такое?

Ольга Лабовкина: Ответ будет очень усреднённым, я предупреждаю. Если присутствует момент выбора для танцовщика или для зрителя (ну, хотя бы выбор в интерпретации увиденного), если у танцовщика даже при поставленной комбинации есть выбор, как ему поступить с пространством, с временем, как среагировать на партнёра, и он осуществляет этот выбор – для меня здесь будет присутствовать современный танец. Если танцовщики показали заученный текст или даже заученную эмоцию, то это я современным танцем считать никак не могу. Это субъективно моё мнение.

Александр Филиппов: Когда представление идёт «здесь и сейчас», то есть, когда между актёрами-танцорами происходит живая ситуация – это современный танец.

Ольга Лабовкина: А для меня вообще танец – это междисциплинарная вещь, через которую ты прорабатываешь жизненные принципы. Тело никогда не врёт – все хореографы любят эту фразу. Все эмоциональные зажимы отображаются в мышцах, в скованности. Работая с телом разными способами — и композиционными, и с разными техниками — можно проработать внутренние зажимы человека. Это же танцетерапия. Мы её практикуем и ею делимся.